Вчера весь день думала о фотопроекте "Красивое тело", автором которого стала молодая мать и фотограф в одном лице Джейд Билл. Она сделала снимки 70 женщин, родивших детей. Казалось бы, что удивительного. Но она считает, что изменения, которые происходят с женщинами после родов (шрамы, растяжки, целлюлит, излишний вес и все то прочее, что женщины стараются скрыть и считают ужасом и кошмаром) - это прекрасно. И нужно научиться правильно воспринимать эту красоту. Серия фото, которые она сделала без каких-либо фильтров и фотошопа, стала иллюстрацией ее идей.
Прочла я о проекте в сообществе бьюти-стафф. Посыл автора поста был вполне однозначным: "Мне кажется, ни для кого уже давно не секрет, что стремление к совершенству это зло. И что в жизни идеальных теток не бывает, и что любят не за это. Но есть другая сторона этой монеты - такая вот топорная, грубая провокация очень хорошо ложится на мнение, высказанное в одном из комментариев: "каждая складочка на моем теле - это медаль за рождение ребенка". Я предпочитаю таки думать, что рождение ребенка - это естественный процесс. Женщину для этого (не только для этого, но в том числе) создавала природа. Откуда в женщинах эта невыносимая гордость? Почему этим можно не просто оправдывать собственное несовершенство (которое в принципе оправдывать ничем, имхо, не нужно, нужно перестать париться и либо принять себя, либо что-то с этим делать), но и чудовищно, болезненно лишний вес? Мне кажется, надо с гордостью носить какие-то другие медали. Хотя бы для того, чтобы через 20 лет ты могла жить полноценной жизнью со своим уже взрослым ребенком, не страдать одышкой в процессе, в конце концов. Ну и у меня возникает только один вопрос, по большей части - кому, например, может понадобится такой альбом фотографий? Потому что его уже можно заказать. То есть, купить сотню фотографий вот таких вот женщин? Чтобы что?".
Я мнение про складочки тоже не разделяю, но, мне кажется, дело не совсем в этом. Общественное мнение на то и общественное мнение, чтобы иметь какую угодно точку зрения по любому, даже самому бессмысленному поводу: как одевать ребенка осенью, что стоит давать для прикорма на 8 месяце жизни, как купать ребенка и что добавлять в воду во время купания. Это так, что навскидку в голову пришло.
Суть не в этом. Посмотрела я несколько раз в течение дня на фото, и подумала, а ведь какое разное все-таки отношение к материнству в России и Америке. Смотрите, читаем в статье: "Большинство женщин, которые приняли участие в проекте, стесняются своего тела и Мид не является исключением. Родив первого ребенка, она начала прятать живот. О бикини на пляже не могло быть и речи. Съемок она ждала с ужасом, но решительно". У нас из тех, кто считает складочки как медали, стесняется чего-либо на пляжах? На нифига! Они гордо носят свои тела. Нужна ли им такая мотивационная фотосессия? Не думаю, у них с самооценкой и так все выше крыши. Стали бы они, ЦА проекта, покупать этот альбом? Да ни за что!
Читаем статью дальше, что предлагает фотограф: "Внутри меня зародилась жизнь. Мое тело выкормило и выносило ее. Вы говорите, когда то я была красива. Да я сейчас так красива, как и мечтать не смела. Пришло время менять понятие о красоте. Пришло время хвалить друг друга и чествовать изменения в нашем теле. Пришло время выказать дань уважения и порадоваться истинной красоте". Т.е., по большому счету, как я это все поняла, - шрамы на теле воспринимаются как награда за то, что ты привнесла в этот мир новую жизнь. И вот тут как раз и возникает та тонкая грань, которую автор проекта перешагивает и приближается к любителям выдавать медали за рождение. Потому что, а как же быть тем, кто родил, но его тело не изменилось? Я знаю несколько таких человек. У меня, кроме здорового шрама на пузе от кесарева, тоже изменения скорее в плюс, чем в минус. И как мне быть, если бы не было шрама? Да, он страшный, но его легко спрятать и я не испытываю больших неудобств. Т.е. мне медаль выдавать не будут? Не заслужила? Некрасивая?
А если женщина и до родов была не сказать, чтобы сильно красивая, то после она автоматически будет считаться красивой, т.к. родила?
По большому счету, я примерно улавливаю, где кроется противоречие: красота понимается как благодарность за жизнь, которую женщина привносит в этот мир. Шрамы и целлюлит воспринимаются как жертва на алтарь новой жизни. Типавот, посмотрите на эту женщину, она совсем иная, прекрасная. Все бы ничего, но этой песне много лет. И смущает в ней меня больше всего две вещи: ущемление прав бездетных (по физиологическим или идеологическим причинам) женщин и воспевание не процесса воспитания, ухода за ребенком, а просто факта рождения. Т.е. родила и уже звезда, моментально. Я отлично помню, как в соседней палате, где я лежала после родов первые несколько дней, девушка включала погромче телевизор или воду по очереди, когда ее ребенок орал. Она просто не знала, как его успокоить. Вот с этого места начинается реальность. И тут она была совсем не звезда. Хотя делала полный мейк каждый день, каждый!
А ситуация, когда женщинам объясняют, что растяжки и целлюлит после родов - это их обновленный, прекрасный образ - тот же стереотип, который навязывается в противовес общепринятому. Как, помните, в случае с толстой моделью, которая просто продвигала себя на контрасте с худыми?
Journal information