Ониомания (от др.-греч. ὤνιος — для продажи и μανία — безумие) — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия.
Родоначальником всего этого веселья считается американка Барбара Зелински, в далеком 1956 сформулировавшая главные принципы заядлого шоппера:
— нужную вещь не купить — здоровью навредить,
— кто рано встает — тот успеет объехать больше магазинов,
— цена — дело десятое.
Первым увлечение Барбары оценил ее муж, Джон Дж.Дж.Зелински, который однажды обнаружил, что Барбара в состоянии потратить его зарплату за 2 минуты 34 секунды. Впоследствии она довела результат до 1 минуты 55 секунд, что и было зафиксировано беднягой Джоном Дж.Дж. как первый мировой рекорд. Вскоре муж развелся с ней, не выдержав ее увлечения. Бедненький..
Слово ониомания в качестве медицинского термина впервые было предложено в Европе в конце XIX века немецким психиатром Эмилем Крепелином, который совместно со швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером идентифицировал первые признаки этого психологического заболевания.
Симптомы:
- Поход в магазин без чёткого желания найти что-то конкретное;
- Осмотр большинства выставленного на продажу товара;
- Увлечение модными журналами;
- Желание купить продукт без объективной причины;
- Постоянное обсуждение купленного товара;
- Апатия без регулярного посещения торговых заведений.
По мнению врачей, чаще всего ониомания развивается у женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнёра. Встречаются и другие причины:
Низкий уровень саморегуляции. У таких людей снижена возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей для достижения поставленной цели. В сочетании с индивидуальным предпочтением объекта покупки это может порождать зависимость.
Жажда адреналина. Организм быстро привыкает к адреналину и начинает нуждаться во всё больших его дозах. Такие люди занимаются экстремальными видами спорта. В магазине можно тоже получить дозу адреналина — принятие решения о покупке и возможное разочарование являются микрострессами.
Иллюзия власти. Покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько некие атрибуты власти, в том числе в форме отношения продавцов к покупателю: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы, фирменные пакеты для покупок.
Иллюзия свободы и контроля над своей жизнью. Шоппинг снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в себе — он может себе позволить купить то, что сейчас захотелось, а не то, что рекомендовали или что просто необходимо. И человек получает ощущение свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны.
В этом во всем есть определенная логика, ну очень уж неприятно такие вещи читать. К тому же, что в этом плохого? Ну замещает человек какие-то комплексы или потребности, ну есть у него возможность так делать, и что же в этом плохого??
Да и методы борьбы какие-то совсем унылые:
- Планируйте и исследуйте рынок.
- Скидка — ещё не повод для покупки. Если во время распродажи вещь стала стоить в несколько раз меньше, это не означает, что она стала необходимой. Велика вероятность, что она так никогда и не понадобится.
- Избегайте новых коллекций. Никогда не стоит покупать обязательно в первый же день появления на прилавках новой коллекции. Со временем продавцы уменьшат цены, к тому же всегда можно дождаться сезона распродаж.
- Избавьтесь от кредиток. Привычка расплачиваться кредитными картами гарантирует шопоголикам рост долгов. Наличные позволяют человеку лучше ощущать связь между тратой денег и получением вещи. Выходите из дома с небольшой суммой денег, тогда не будет возможности потратить всё сразу.
- Список трат. Сохраняя чеки и записывая все покупки, можно легче оценить реальную картину своих трат и понять, какие меры предпринимать.
- Избегайте магазинов хотя бы некоторое время, если чувствуете, что не можете контролировать свои расходы. Следует давать время на обдумывание действительной важности покупки.


Сара Джессика Паркер: "У меня слишком много обуви — я имею в виду на самом деле, действительно, действительно слишком много обуви. Я ношу Маноло Бланик в течение 16, 17 лет. Я не горжусь своей привычкой, но это то, что мне позволительно делать с моими доходами. Я могу пробежать марафон, я могу прыгать по лужам, я могу сделать все, что угодно на каблуках — и чем выше, тем лучше".

Journal information